Тел./Факс (8342) 24-06-50, 24-06-00
image Follow Us:

Оценка интеллектуальной собственности Саранск

Согласно статье 1225 части четвертой Гражданского Кодекса РФ объектами интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана, являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.


Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" для коммерческих, так и некоммерческих организаций предусмотрено право принимать к учету вышеперечисленные объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;
  • организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности. К таким документам относятся патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.. Кроме того, доступ иных лиц к экономическим выгодам должен быть ограничен; 
  • возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; 
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 
  • организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 
  • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; 
  • отсутствие у объекта материально-вещественной формы. 


Как правило, большинство организаций не дооценивают свои активы, так как в виде нематериальных активов учитываются ими лишь немногие объекты интеллектуальной собственности, только ранее зарегистрированные в Роспатенте, да и то только по затратам на их создание. Технические новшества, описанные в отчетах по НИР или ОКР (результаты интеллектуальной деятельности), как правило, не фигурируют в стоимости предприятия.

Кроме того, организации зачастую упускают возможность, предоставленную ПБУ 14/2007, дооценки нематериальных активов путем их переоценки по текущей стоимости, определяемой по данным активного рынка.

Одним из условий конкурентоспособности предприятия является эффективное управление результатами интеллектуальной собственности, вовлечение их в хозяйственный и гражданско-правовой оборот. Поэтому важно рассматривать интеллектуальную собственность не только с позиций ее защиты, но и необходимо владеть информацией о ее практической ценности (знать ее рыночную стоимость).

Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и иных результатов интеллектуальной деятельности позволит:

  • Увеличить рыночную стоимость компании в совокупности с другими ее активами;
  • Оценить размер материального ущерба, в случае незаконного использования объектов интеллектуальной собственности третьими лицами;
  • Выделить дополнительные активы, имеющие самостоятельный коммерческий интерес для третьих лиц.


Оценка объектов интеллектуальной собственности проводится в целях:

  • купли-продажи (переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • формирования уставного капитала;
  • залога;
  • привлечения инвестиций;
  • заключения договоров франчайзинга;
  • дарения или безвозмездной передачи;
  • наследования;
  • для принятия к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных активов;
  • других сделок, связанных со сменой собственников на действующее предприятие или ее части (доли или пакеты акций).

 

Нематериальные активы

Оценка лицензий Саранск

С развитием рыночных отношений возрастает значение оценки нематериальных активов и связанная с ними проблема определения рыночной стоимости, а также правильной организации их бухгалтерского учета и отчетности. Одним из видов оценки нематериальных активов является оценка лицензий.

Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Первым этапом в оценке стоимости патента является анализ документов, устанавливающих права в отношении оцениваемого объекта. Конечно, в первую очередь, – это сам патент и его описание. Однако, не всегда эти документы дают полную картину в описании существа объекта и юридически подтвержденных прав в его отношении. Наличие выданных лицензий на использование патента, судебных споров в отношении объекта оценки или иных обременений может существенно повлиять на величину оценки стоимости.

Ввиду отсутствия открытого рынка интеллектуальной собственности (в частности патентов и лицензий) у оценщика нет возможности определить стоимость патента исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами, или провести сопоставление хотя бы с ценами предложений на покупку или продажу. Поэтому основными подходами при оценке патента являются затратный подход, в основе которого лежит анализ произведенных затрат, и доходный подход, при котором определяются доходы, полученные (или планируемые) с использованием оцениваемого патента.

Основная проблема оценки стоимости лицензии по затратам состоит в том, что произведенные затраты не дают информации о полезности (эффективности) созданного изобретения и его пригодности для коммерческого использования и получения дохода. И только использование методов доходного подхода, подсчет реально полученных (или предполагаемых) доходов, в которых с необходимостью присутствует вклад от использования оцениваемого патента, позволяет установить реальную величину стоимости. Особенно важен и, безусловно, необходим анализ доходов от использования оцениваемого патента при определении рыночной стоимости объекта.

Нематериальные активы

Оценка товарного знака Саранск

Товарный знак – уникальный запоминающийся образ или символ, основная функция которого - отличать товары и услуги одного производителя от таких же товаров и услуг других производителей. Несомненно, он является эффективным маркетинговым инструментом особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы. Включенный в грамотный процесс брендинга, образ обогащается ассоциативным содержанием, репутацией и имиджем, приобретает свою аудиторию потребителей и в итоге превращается в один из основных, а порой и в основной актив фирмы.
Реальная оценка стоимости товарного знака позволяет увеличить общую капитализацию компании, привлечь новых партнеров и инвесторов. Она просто необходима при совершении сделок покупки-продажи. В частности, если речь идет о продаже предприятия или бизнеса оценка товарного знака может значительно увеличить стоимость самого предприятия в целом.

Зачем необходима рыночная оценка товарных знаков?
Компании, имеющие в своем активе известные бренды, нередко сталкиваются с проблемой фальсификации. В результате страдают и фирма, теряющая доходы от инвестиций в бренд и потребители, сталкивающиеся с низким качеством поддельной продукции. Чтобы защитить свой товарный знак от возможных фальсификаций производитель может застраховать актив, и для этого ему снова нужна рыночная оценка стоимости товарного знака. Именно она будет выступать в качестве критерия для расчета страховой суммы и соответствующих взносов. Иногда к оценке данного актива прибегают для получения кредита или в целях залога, но это случается нечасто в силу заложенного риска, ведь создать известное имя снова с нуля – это очень большие затраты.
Отчет об оценке объединяет аналитическую информацию, определяющую стоимость определенной марки. При выявлении реальной стоимости символа подробному анализу в обязательном порядке подвергаются производственный цикл и показатели реализации товаров или услуг отдельной компании. Не секрет, что оценка – это, прежде всего, оценка репутации образа, его узнаваемости, доверительного отношения потребителей и распространенности. Исключением являются случаи, когда лицензированию подвергается зарегистрированный знак, не запущенный в обращение.

 

Стоимость услуг по оценке складывается из ряда показателей:

  • Общего типа объекта оценки; 
  • Количества имеющийся информации; 
  • Срочности выполнения заказа.

Нематериальные активы

Оценка бренда Саранск

Бренд является более широким понятием, нежели товарный знак. Под брендом понимается образ, возникающий в сознании потребителя при виде некоторого товарного знака. Чаще всего, бренд подразумевает известную марку, ассоциируемую с конкретными услугами или товарами.
Оценка стоимости бренда позволяет определить эффективность маркетинговых инвестиций. Такое понятие, как "оценка бренда" в оценочной практике почти не используется. Ведь бренд это скорее маркетинговое понятие, характеризующее эмоциональное восприятие некоторого товара потребителем. Поэтому, говоря об оценке бренда, подразумевается оценка прав на торговую мурку или деловую репутацию компании.

 

Зачем нужно знать рыночную стоимость бренда?
В России оценка подобных объектов на практике находится в стадии развития. Но за счет выхода на мировой рынок, российским компаниям необходимо регулярно оценивать свой бренд для выживания среди конкурентов. Поэтому компании начинают уделять все больше внимания развитию своих марок, способных достойно конкурировать с другими.
Оцененная торговая марка и поставленная на баланс предприятия становится нематериальным активом этого предприятия. Теперь этим активом можно результативно пользоваться, а именно – продавать, вносить в уставный фонд нового предприятия, сдавать в аренду и т.д.
Зачастую профессиональную оценку торговой марки проводят, чтобы определить ущерб, в случае её незаконного применения третьими лицами. В России, в последнее время, практика слияния и поглощения предприятий набирает обороты, она и предусматривает применение информации о стоимости бизнеса в целом или отдельных его нематериальных активов.


Какие преимущества получают владельцы брендов в результате оценки?
Определение стоимости бренда предприятия дает ему неоспоримые преимущества. Одно из главных преимуществ – это привлечение необходимых финансовых ресурсов. Возможность сформировать наилучшую структуру капитала предприятия, является вторым преимуществом. Менеджеры, принимая маркетинговые решения и анализируя результаты деятельности предприятия, принимают во внимание стоимость товарного знака. Третьим преимуществом является отражение эффективности маркетинговой стратегии, благодаря изменению стоимости бренда, при этом оценка - это инструмент для мониторинга.

Нематериальные активы

Оценка патента Саранск

Патент - это документ, стоящий на страже интеллектуальной собственности. Данное свидетельство подтверждает полное право на владение изобретением, его эксплуатацию и получение с этого дохода. Документ выдается ответственным государственным органом на определенный срок.

 

Реалии современной экономики сложно представить без патентной практики. Свидетельство об исключительных правах - это и инструмент на поле конкурентных баталий, позволяющий защитить интересы правообладателя. Это и нематериальный актив предприятия, способный увеличить уставной капитал. Существенно влияние данного документа на сделки по купле-продаже компаний, вследствие того, что он вносит свой вклад в общую стоимость бизнеса.

 

Стоит также отметить, что все операции, связанные с лицензированием (уступка исключительных и неисключительных прав), столь широко распространенные в мировой практике, осуществляются только на основе патентов.

 

Для чего необходима оценка патента?

 

Необходимо понимать, что владение патентом не означает его максимально возможное применение. Чтобы грамотно использовать все преимущества исключительных прав проводят специальную экспертизу – оценку стоимости патента.

 

В настоящее время оценка стоимости патента – одна из самых востребованных услуг на рынке интеллектуальной собственности, но при этом она занимает достаточно обособленное положение. В силу изначальной уникальности сферы деятельности оценка патента не может быть решена стандартными методами. Патенты это всегда оригинальные объекты, которые не поддаются обычному сравнению. Не предоставляет актуальной информации и метод подсчета затрат на создание того или иного изобретения. Поэтому сегодня при определении стоимости патента прибегают к оценке приносимых изобретением доходов и силе его эффективности при борьбе с конкурентами.

Нематериальные активы